Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми Ctrl + F1 или же кликни по этому блоку!
/
/
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО SAE J300

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО SAE J300

Одними из основных свойств моторного масла являются его вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом). Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300.

Эта классификация подразделяет моторные масла 12 классов от 0W до 60: 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 6 летних (10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости.
Буква W перед цифрой означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter — зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях. Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя.

Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С. 

Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, недопускающем сухого трения в узлах трения. 

Аббревиатура HTHS расшифровывается как High Temperature High Shear Rate, т.е. «высокая температура — высокая прочность на сдвиг». С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре.
Большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными, т. е. удовлетворяют требованиям по вязкости как при низких, так и при высоких температурах.

Степени вязкости моторных масел SAE J300 DEC99

Класс вязкости по SAE

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Проворачиваемость1), МПа·с, mах, при темп.,°С

Прокачиваемость2), МПа·с, max, при темп.,°С

Кинематическая вязкость3), мм2/при 100·С
min max

При высокой скорости сдвига4), МПа·с, при 150°С и 10^6 c-1, min

0W

3250 при −30

30000 при −35

3,8

-

-

5W

3500 при −25

30000 при −30

3,8

-

-

10W

3500 при −20

30000 при −25

4,1

-

-

15W

3500 при −15

30000 при −20

5,6

-

-

20W

4500 при −10

30000 при −15

5,6

-

-

25W

6000 при −5

30000 при −10

9,3

-

-

20

-

-

5,6

9,3

2,6

30

-

-

9,3

12,5

2,9

40

-

-

12,5

16,3

2,9 (классы 10W/40, 5W/40, 10W/40)

40

-

-

12,5

6,3

3,7 (классы 15W/40, 20W/40, 25W/40, 40)

50

-

-

16,3

21,9

3,7

60

-

-

21,9

26,1

3,7

1) ASTM D 2602 — имитатор холодного пуска CCS;
2) ASTM D 4684 и D 3829 — мини-ротационный вискозиметр MRV; Присутствие любого напряжения сдвига обнаруживаемое данным методом означает непрохождение теста независимо от значения вязкости;
3) ASTM D 445 — стеклянный капиллярный вискозиметр;
4) ASTM D 4683 — конический имитатор подшипника; CEC-L-36-A-90 (ASTM D4741 и ASTM D5481);
Примечания: 1 cP = 1 мПа с; 1 cSt = 1 мм2/с

Необходимо обратить внимание на то, что для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла данного класса по SAE существенно отличаются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемой для пуска двигателя, от производительности масляного насоса, от гидравлического сопротивления маслоприемного тракта и многих других конструкционных, технологических и эксплуатационных факторов (техническое состояние автомобиля, качество бензина или дизтоплива, квалификации водителя и др.). 

Предварительные рекомендации по подбору масел по вязкости:
— при пробеге автомобиля менее 25% от планового ресурса двигателя (или новый двигатель) необходимо применять масла классов SAE 5W-30 или 10W-30 всесезонно;
— при пробеге автомобиля 25-75% от планового ресурса двигателя (технически исправный двигатель) целесообразно применять летом масла классов SAE 10W-40, 15W-40, а зимой — SAE 5W-30 и 10W-30, всесезонно — SAE 5W-40/

Редакция SAE J-300APR97 от 1 августа 2001 г. включает в себя 6 зимних и 5 летних классов моторных масел. 

Зимние содержат в обозначении букву «W» (от англ. «Winter» — зима): OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
Летние обозначаются — 20, 30, 40, 50, 60 (чем больше число, тем выше вязкость масла).
Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 15W-40.

Ориентировочные диапазоны температур окружающего воздуха, при которых обеспечивается холодный пуск и надежное смазывание двигателя моторными маслами некоторых классов вязкости по SAE. Для разных моделей двигателей температурные диапазоны могут несколько отличаться.

КЛАССЫ ВЯЗКОСТИ

Соотношение температурных шкал цельсия / фаренгейта

tc = 0,555 х (tf — 32)
tf =1,8 x tc + 32

tc = температура по шкале Цельсия
tf = температура по шкале Фаренгейта

Пример 1:

210° по Фаренгейту перевести в градусы Цельсия:
tc = 0,555 х (210-32) = 98,79°C

Пример 2:

37° по Цельсию перевести в градусы Фаренгейта
tf = 1,8×37 + 32 = 98,6°F

Значения вязкости в различных единицах

мм2/с = кинематическая вязкость (сантистокс, сСт)
°Е = градусы Энглера (Engler)
SUS = Единицы Сейболда (Saybold Universal second)
R.I. — секунды Редвуда (Redwood)

мм2/С
(сСт)

°Е

SUS

R.I.

2

1,12

32,6

30,4

4

1,31

39,2

35,3

6

1,48

45,6

40,6

8

1,65

52,1

46,1

10

1,83

58,9

51,9

12

2,02

66,0

58,0

14

2,22

73,6

64,5

16

2,34

81,3

71,2

18

2,65

89,4

78,1

20

2,88

97,8

85,2

24

3,3

115

100

28

3,8

133

116

32

4,3

150

131

36

4,8

168

147

40

5,4

186

164

44

5,9

204

180

48

6,4

223

196

52

6,9

241

212

56

7,4

260

228

60

8,0

278

244

65

8,6

301

265

70

9,3

324

285

75

9,9

348

305

80

10,6

371

325

85

11,2

394

345

90

11,9

417

366

95

12,6

440

386

100

13,2

464

406

110

14,5

510

447

120

15,8

556

487

130

17,2

603

528

140

18,5

649

568

150

19,8

695

609

160

21,1

742

650

170

22,4

788

690

180

23,8

834

731

190

25,1

881

771

200

26,4

927

812

220

29,0

1020

893

240

31,7

1112

974

260

34,3

1205

1056

280

37,0

1298

1137

300

39,6

1390

1218

340

44,9

1576

1380

380

50,2

1761

1543

420

55,4

1947

1705

460

60,7

2132

1868

500

66,0

2317

2030

540

71,3

2503

2192

580

76,6

2688

2355

620

81,8

2874

2517

660

87,1

3059

2680

700

92,4

3245

2842

750

99,0

3476

3045

800

105,6

3708

3248

850

112,2

3940

3451

900

118,8

4172

3654

950

125,4

4403

3857

1000

132,0

4635

4060